Керченский инцидент. Часть 10. ПРИП о приостановлении права мирного прохода

Было ли прибрежное предупреждение о приостановлении права мирного прохода через район территориального моря перед Керченским проливом?

© Иван Киселев
март-апрель 2019

Предлагаю обсудить тот момент инцидента, когда российские пограничники говорят о наличии запрета на проход в определённом районе, а украинские моряки пытаются проверить наличие такого запрета через международные источники.

Что это за „припы“, на которые ссылается российский пограничник во время переговоров с украинским командиром?

„... там написано для иностранных военных кораблей а также судов [неразб] ... запрет есть запрет, я ПРИПы, как и вы, выполняю... ПРИПы даются? - даются, всё!.."
запись переговоров – тут (с 2:50)

Что такое NAVAREA и NAVTEX, которые упоминает украинская прокуратура, и где украинские моряки безуспешно пытались получить подтверждение информации о закрытии района, можно прочесть тут

Дисклаймер. Данный сайт является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ.

Нажми, чтобы прочитать полностью...

РЕЗЮМЕ

Прибрежное предупреждение о приостановление мирного прохода иностранных судов в территориальном море в районе между южной границей Керченского пролива и границей 12-мильной зоны вышло в 12:00 МСК (9:00 UTC) 25 ноября.

В то время, когда российские пограничники в первый раз заявили о временном приостановлении мирного прохода через территориальное море (24 ноября 2018, 22:30 МСК), – такого ПРИП не было.

В то время, когда 25 ноября 2018 с 7:00 до 10:00 украинские корабли пересекли границу территориального моря России и шли по морскому коридору, ведущему к Керченскому проливу, а российские пограничники препятствовали этому, совершая в том числе навалы и тараны, – такого ПРИП не было.

Прибрежное предупреждение о приостановлении мирного прохода вышло тогда, когда группа украинских судов уже прошла этот район и находилась в районе якорной стоянки 471 в зоне действия СУДС Керченского порта.

(Примерно через два часа после этого службы керченского порта закрывают проход через Керчь-Еникальский канал. Группа украинских судов оказывается запертой между двумя запретами.)

Исходя из того, что
– прибрежного предупреждения о приостановлении прохода не было до начала инцидента,
– отсутствует причина приостановления права на мирный проход в тексте прибрежного предупреждения,
– ограничение было снято немедленно после завершения инцидента, через 20 минут после доставки задержанных украинских кораблей в порт Керчь,
можно сделать вывод, что
прибрежное предупреждение (ПРИП) о приостановлении права на мирный проход через указанный район было введёно с конкретной целью – недопустить именно эту группу украинских кораблей через Керченский пролив.

Ниже показывается, почему это именно так.

ПРИП 487

Закрытие района для мирного прохода сопровождается выходом т.н. прибрежного предупреждения (ПРИП), короткого текстового сообщения, передаваемого на суда по радио. Именно из таких сообщений суда получают информацию об изменившейся обстановке в море.

Так было ли такое сообщение о приостановлении права мирного прохода через район перед Керченским проливом?
И если было, то когда?
Как выглядел этот ПРИП?
Какой именно район был закрыт и на какое время?

Прежде всего, возможно ли где-то прочитать это прибрежное предупреждение?

Вот с этим всё просто!
Все прибрежные предупреждения, как, впрочем, и предупреждения дальнего действия от координаторов НАВАРЕА, печатаются в бюллетенях к «Извещениям мореплавателям» – официальному изданию Министерства обороны Российской Федерации.
Их легко найти на сайте Минобороны РФ: https://structure.mil.ru/structure/forces/hydrographic/bulletin.htm

Нужный нам бюллетень – номер 50/18, издан 02.12.2018 – https://structure.mil.ru/files/morf/military/files/BULL1850.PDF

Нужный нам раздел - «Тексты ПРИП, объявленных с 25.11.2018 по 1.12.2018» (стр. 24)

Находим ПРИП «Региона НОВОРОССИЙСК» (стр. 29)

Первый же ПРИП - то, что мы ищем:

ПРИП НОВОРОССИЙСК 487/18 КАРТА 35131
ПОДХОДЫ КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВУ
1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА МИРНОГО ПРОХОДА
ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ ПРИОСТАНОВЛЕНО ПО 261900 НОЯБ
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
РАЙОНЕ 45-03.32С 036-22.11В 44-51.44С 036-22.11В
44-54.32С 036-44.28В 45-06.31С 036-44.28В
2. ОТМ ЭТОТ НР 262000 НОЯБ

Отметим здесь, что следующий ПРИП 488/18 отменяет действие предыдущего ПРИПа.
Просто отметим это.

ПРИП НОВОРОССИЙСК 488/18
1. ОТМ 487/18
2. ОТМ ЭТОТ НР

изображение со страницы бюллетеня:

ПРИП 487


ПРИП 487 за 2018 год по станции НАВТЕКС Новороссийск – это то самое предупреждение о закрытии района моря, которое упоминается в переговорах моряков и на которое российские моряки опираются в качестве основания недопуска украинской группы в территориальное море.

Замечу, что координатор выдаёт ПРИП на русском языке и в таком виде оно печатается в бюллетене к «Извещениям моряка». Но согласно регламенту станцией НАВТЕКС ПРИП передаётся на английском языке.

Время выхода ПРИП

К сожалению, в бюллетене к «Извещениям мореплавателям» не указано время, когда было создано или передано сообщение.

Однако, раздел озаглавлен „Тексты ПРИП, объявленных с 25.11.2018...“. Уже отсюда можно сделать вывод, что 24 ноября запрета ёще не было.

Кроме этого, в каждом номере бюллетеня к «Извещениям мореплавателям» есть раздел, где указаны ПРИП, действующие на момент изадния этого бюллетеня. Так что нам надо посмотреть предыдущий номер - бюллетень к «Извещениям мореплавателям» №49/18 – https://structure.mil.ru/files/morf/military/files/BULL_1849.pdf

Смотрим раздел „Перечни номеров действующих ПРИП на 00:00 25.11.2018“, регион Новороссийск, стр. 34.
Последний номер в списке - ПРИП 486.

Это значит, что ПРИП 487 абсолютно точно не действовал в 00:00 25 ноября 2018 года.
И других ПРИП о закрытии района моря перед Керченским проливом до 25 ноября не было. Можете сами проверить все из этого списка действующих ПРИПов и даже другие, отменённые.

Напоминаю, что и российская, и украинская сторона утверждают, что в первый раз российские пограничники объявили о закрытии района 24 ноября около 22:30 МСК (19:30 UTC).
Но отсутствие соответствующей информации в «Извещениях мореплавателям» совершенно ясно показывает, что на тот момент не было никакого ПРИПа о закрытии района для плавания. В чём и убедились украинские моряки, проверив архивы НАВТЕКС и НАВАРЕА.

Можно сделать вывод, что у украинских моряков было основание считать заявление российских пограничников о закрытии района самоуправством.

ЗАКРЫТЫЙ РАЙОН ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ

С просторов интернета у меня оказались морские карты Чёрного и Азовского морей для OziExplorer. Программа OziExplorer при наличии таких карт позволяет точно распологать на картах точки согласно их координатам. Также на этих морских картах нанесены границы 12-мильных зон, морские коридоры, зоны якорных стоянок и прочие необходимые для навигации объекты.

Воспользовавшись указанными в ПРИП 487 координатами, я расположил их на карте.
Координаты Керчь-Еникальского канала и якорной стоянки 471 взяты из Приказа Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015 года N 313 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Керчь».
http://docs.cntd.ru/document/420312576

ПРИП НОВОРОССИЙСК 487

Карта с указанием местонахождения района территориального моря, где было приостановлено право мирного прохода иностранных кораблей согласно ПРИП НОВОРОССИЙСК 487.

Время передачи прибрежного предупреждения ПРИП 487.

К сожалению, официальных архивов навигационных предупреждений на такой срок в открытых источниках найти не удалось. Скорее всего, их просто не существует. По своей сути навигационные предупреждения носят временный характер. Предполагается, что капитан судна или штурман получит предупреждение и скорректирует в соответствии с ним свои действия. После того, как информация использована, она устаревает и удаляется.

Информация передаётся станцией НАВТЕКС каждые 4 часа, старые сообщения дублируются, новые добавляются. На приёмнике на корабле сообщение хранится 72 часа. Повторные сообщения приёмником игнорируются, новые добавляются. Согласно инструкции к НАВТЕКС, приёмник должен иметь память для записи 200 сообщений, и через 60-72 часа сообщение стирается из памяти.

Первоначально предполагалось, что приёмник сообщений НАВТЕКС – это печатающее устройство. То есть его задача не запомнить сообщение, а напечатать. Что приёмники и делают. Но на сегодняшний день, думаю, большинство приёмников не cтолько печатают сообщения, сколько загружают их на компьютер.

Как долго сообщение хранится на компьютере капитана или штурмана - зависит уже от них самих. Вполне вероятно, что ПРИП 487/18 можно обнаружить у тех капитанов, что были в зоне действия ст. Новороссийск в тот день.

Также вполне вероятно, что существует учёт переданных сообщений в центре управления береговой станции Новороссийск.

Но вот официального открытого архива переданных сообщений НАВТЕКС, в том числе ПРИП, кроме как бюллетеня к «Извещениям мореплавателям», – попросту нет.

***

Тем не менее, так как сообщения НАВТЕКС - это текстовые сообщения в формате Telex и они передаются по радио в открытом виде, любой человек или организация при наличии желания может их принимать, собирать и хранить. Технически сделать это достаточно легко.

Оказалось, что сбором и хранением сообщений НАВТЕКС занимается вполне официальный источник – Морская администрации Латвии. На принадлежащем ей сайте http://www.navtex.lv собраны навигационные предупреждения за последние полтора года.

Идём сюда: http://www.navtex.lv/navtex/MainTable

Если поработать с фильтрами, то не так уж сложно найти интересующее нас сообщение.
Достаточно выставить дату - 26.11.2018, выбрать район - A, и выбрать, кто принял: Reciever - 1(LV).
Опускаемся вниз страницы, поднимаемся чуть вверх до предпоследней строки, выделенной жирным шрифтом, и находим следующие строки:

ZCZC AA35
250900 UTC NOV 18
COASTAL WARNING NOVOROSSIYSK 487
KERCHENSKIY STRAIT_APPROACHES_
1. THRU 261900 UTC NOV VUI_C__LB__J_IOTT_.5 ___5_=_______71__+

скриншот страницы сайта:

ПРИП НОВОРОССИЙСК 487

Вспоминаем, что ПРИПы передаются на английском языке.

Вспоминаем формат сообщений НАВТЕКС, расшифровываем:

ZCZC - код „начало сообщения“

AA35 -
A - буквенное обозначение станции – ст. Новороссийск (оно указано в «Сертификат НАВТЕКС станции Новороссийск»)
A - тип сообщения – навигационное предупреждение
35 - двузначный номер сообщения, присваиваемый станцией НАВТЕКС

250900 UTC NOV 18
25 - дата
0900 - время – 09:00
UTC - система времени – общемировая
NOV - месяц – ноябрь
18 - год

COASTAL WARNING NOVOROSSIYSK 487
COASTAL WARNING - категория сообщения – ПРИП, прибрежное предупреждение
NOVOROSSIYSK - национальный координатор, от которого идёт сообщение – Новороссийск
487 - трёхзначный номер сообщения, присваиваемый координатором (нумерация последовательная сквозная по году)

далее идёт текст сообщения:

KERCHENSKIY STRAIT_APPROACHES_ – ПОДХОДЫ КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВУ
1. THRU 261900 UTC NOV – ПО 261900 UTC НОЯБ

далее идут "кракозяблики", сообщение обрывается

_______________________________________________

Видно, что сообщение получено с ошибками. Если полистать страницы сайта, понятно, что это часто бывает.

Тем не менее, нет сомнения, что это именно то сообщение:
- сообщение передано станцией Новороссийск
- это ПРИП (COASTAL WARNING) от координатора региона Новороссийск
- номер ПРИП и его дата совпадает с номером в бюллетене к «Извещениям мореплавателям»
- начало текста сообщения также совпадает.

Основное, что нас здесь интересует – это время сообщения.
Оно не публикуется в бюллетене к «Извещениям мореплавателям».
Но оно является обязательным в передаче ПРИП станцией НАВТЕКС.

Замечу особо, как говорится, Nota Bene!

„Cтанция НАВТЕКС Новороссийск“ и „национальный координатор Новороссийск“ – это не одно и то же!

Я не знаю, какая именно организация у нас является координатором, нет такой открытой информации, но функция координатора - собирать информацию, а функция станции – передавать информацию. Совпадение названий в данном случае если не случайность, то по крайней мере бывает не всегда.
Так, на Украине национальным координатором является госучреждение «Госгидрография», а одной из передающих станций является „станция НАВТЕКС Бердянск“.

Готовит ПРИП координатор региона. Передаёт ПРИП координатор станции НАВТЕКС.

Иными словами, скорее всего, по указанию ФСБ или Минобороны РФ, координатор Новороссийск подготовил текст ПРИП. Этот ПРИП попал в бюллетень к «Извещениям мореплавателям», но бюллетень издавался после инцидента, фактически через неделю. Время передачи ПРИП ставит не „координатор Новороссийск“, а „станция НАВТЕКС Новороссийск“.

Поэтому в бюллетене нет времени, а в сообщении есть.

По этой же причине у сообщения два номера.

Один номер – 487 – это номер от „координатора Новороссийск“. Второй номер – 35 – от „станция НАВТЕКС Новороссийск“.

__________________________

Итак.

Когда же было передано сообщение?

Сообщение было передано в 09:00 UTC, или, что то же самое, в 12:00 МСК.

***

Подтверждение тому, что это на самом деле так, можно найти ещё в одном месте.

Есть частный сайт, где в автоматическом режиме записываются полученные различными станциями навигационные предупреждения.

http://www.frisnit.com/cgi-bin/navtex/view.cgi

Здесь также необходимо поставить фильтры по дате, передающей станции и принимающей станции.

Принимающая станция: Receiver – "Hellenic-NAVTEX_Monitor-station - MT Hymettus_ATHENS.
Station filter – A A Novorossiysk
Message filter – A Nav warning
дата – 26 ноября 2018
нажать на Submit

в появившемся списке выбрать сообщение AA35 и открыть его – увидим окно с сохранённым ПРИП 487

скриншот страницы сайта:

ПРИП НОВОРОССИЙСК 487

кликни на картинку – откроется страница с этим ПРИП

ZCZC AA35
250900 UTC NOV 18
COASTAL WARNING NOVOOSSIYSK 487
KERCHENSKIY STRAIT APPROACHES
1. THRU 261900 UTC NOV 18 RIGHT OF INNOCENT PASSAGE IN TEFHZYFSONJPMZ FOREIGN WARSHIPS AND OTHR STATE VESSELS SUSPENDED IN AREA
BOUNDED BY 4-03.32N 036-22.11E 44-51.44N 036-22.11E 44-54.32N
036-44.28E 5-06.31N 036-44.28E
2. CANCEL THIS MESSAGE 262000 UTC NOV QI
NNNN

Здесь уже ошибок меньше, совсем не остаётся сомнений, что это именно тот самый ПРИП 487 от координатора Новороссийск.

Убеждаемся, что время передачи ПРИП здесь обозначено то же самое – 09:00 UTC, 12:00 МСК.

ВЫВОД

Прибрежное предупреждение о приостановление мирного прохода иностранных судов в территориальном море в районе между южной границей Керченского пролива и границей 12-мильной зоны вышло в 12:00 МСК (9:00 UTC) 25 ноября.

В то время, когда российские пограничники в первый раз заявили о временном приостановлении мирного прохода через территориальное море (24 ноября 2018, 22:30 МСК), – такого ПРИП не было.

В то время, когда 25 ноября 2018 с 7:00 до 10:00 украинские корабли пересекли границу территориального моря России и шли по морскому коридору, ведущему к Керченскому проливу, а российские пограничники препятствовали этому, совершая в том числе навалы и тараны, – такого ПРИП не было.

Прибрежное предупреждение о приостановлении мирного прохода вышло тогда, когда группа украинских судов уже прошла этот район и находилась в районе якорной стоянки 471 в зоне действия СУДС Керченского порта.

(Примерно через два часа после этого службы керченского порта закрывают проход через Керчь-Еникальский канал. Группа украинских судов оказывается запертой между двумя запретами.)

ПАРА ДЕТАЛЕЙ

***

Странностью выглядит отсутствие указания на причину, по которой приостанавливается проход. Просто – приостановлено и всё!

Не было объявлено, что в этом районе идут учения, или стрельбы, или какие-либо работы, водолазные или дноуглубительные. Ничего!

Сколько я не просматривал ПРИПы, больше я такого нигде не встретил. В основном зоны закрывают из-за каких-либо работ в море, из-за стрельб и учений. Так и пишут - стрельбы будут в таком-то районе, туда не рекомендуется заходить.
Да и то, речь в навигационных предупреждениях идёт не о приостановлении права прохода, или не о запрете заходить в тот или иной район, а именно о рекомендации не заходить по причине безопасности. Запретов фактически не встречается, разве что по типу запрета на судоходство в Таганрогском заливе, что был объявлен из-за обнаруженой неразорвавшейся мины. Но там был запрет, естественно, для всех.

Воспользовавшись текстовым поиском по сайту http://www.navtex.lv/navtex/MainTable, я попытался найти похожие ПРИПы по ключевым словам "innocent", "right suspended", "territorial", "foreing warships". И ничего похожего на ПРИП 487 я не нашёл. Даже по запросу одного слова "foreing" не находится ни одного сообщения. Из 30428 навигационных предупреждений, похоже, нет ни одного, которое касалось бы исключительно иностранных кораблей. Кроме ПРИП 487!

Думаю, это предупреждение единственное такое в своём роде.

***

Также обращает на себя внимание корявость текста сообщения.

„Осуществление права мирного прохода через территориальное море приостановлено по 19:00 26 ноября 2018 для иностранных военных кораблей и судов других государств.“

Разве „иностранные военные корабли“ это не „суда других государств“?
Такое странное деление говорит том, что, скорее всего, сообщение готовилось в спешке. Формулировку взяли из Cтатьи 12 ФЗ-155 «О внутренних водах, территориальных морях...», где регламентируется приостановление прохода для „...иностранных военных кораблей и других государственных судов...“. Но где-то кто-то поторопился, слова поменялись местами, и вышел совсем другой смысл.

Запрет распространился не на „другие государственные суда“, а на все „суда других государств“, то есть в том числе коммерческие!

Хотели закрыть только иностранным военным, а в результате закрыли всем, в том числе судам, идущем в/из российских портов. Навигация по проливу остановилась.

Думаю, российские власти этого не хотели, что и привело к скорейшей отмене ограничения прохода.

***

ПРИП об отмене приостановления прохода через территориальное море можно найти на тех же сайтах http://www.navtex.lv/navtex/MainTable
http://www.frisnit.com/cgi-bin/navtex/view.cgi

ZCZC AA36
260400 UTC NOV 18
COASTAL WARNING NOVOROSSIYSK 488
1. CANCEL 487/18
2. CANCEL THIS MESSAGE
NNNN

ПРИП НОВОРОССИЙСК 488

ПРИП НОВОРОССИЙСК 488

кликни на картинку – откроется страница с этим ПРИП

Видно, что ПРИП о снятии ограничения на проход было передано в 04:00 UTC (07:00 МСК) 26 ноября 2018, хотя, судя по первоначальному ПРИП 487, ограничение должно было продлится до 19:00 UTC (22:00 МСК).

Инцидент в Керченском проливе закончился тем, что задержанные украинские корабли были доставлены в порт Керчь.
По утверждению российских пограничников это произошло в 06:40 МСК.

И уже через 20 минут после этого ограничение на проход было снято!

Так что можно, думаю, сделать

ВТОРОЙ ВЫВОД

Исходя из того, что
– прибрежного предупреждения о приостановлении прохода не было до начала инцидента,
– отсутствует причина приостановления права на мирный проход в тексте прибрежного предупреждения,
– ограничение было снято немедленно после завершения инцидента, через 20 минут после доставки задержанных украинских кораблей в порт Керчь,
можно сделать вывод, что
прибрежное предупреждение (ПРИП) о приостановлении права на мирный проход через указанный район было введёно с конкретной целью – недопустить именно эту группу украинских кораблей через Керченский пролив.



Яндекс-кошелёк № 410018959813571


карта Сбербанка — 5469 5500 1311 2708


pp_logo.jpg

PayPalpaypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com


WebMoney
WMR — R365183103828
WME — E066104826649


© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019

ikeselevivan@gmail.com