Керченский инцидент. Часть 11. О наличии приостановления права на мирный проход

Было ли прибрежное приостановлено право мирного прохода через район территориального моря перед Керченским проливом?

© Иван Киселев
март-апрель 2019

Пожалуй, самым частым обвинением, которое звучит в адрес украинских моряков, является пренебрежение ими информации о закрытии района в территориальном море на подходе к Керченскому проливу и вхождение в этот район.
В статье разбирается, кто и как приостанавливает право мирного прохода и было ли такое приостановление.

Дисклаймер. Данный сайт является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ.

Нажми, чтобы прочитать полностью...

РЕЗЮМЕ

Официального приостановления права иностранных судов на мирный проход через территориальное море в районе перед Керченским проливом не было в течении всего инцидента с 24 ноября по 26 ноября 2018 года.

Ниже показывается, почему это именно так.

В одной из предыдущих статей мы разобрали, что судно не становится судном-нарушителем государственной границы исключительно по той причине, что оно вошло в территориальное море государства, то есть пересекло государственную границу.

В отличие от государственной границы на суше, где действует разрешительный порядок пересечения границы, на море любое судно может не спрашивая разрешения пересечь государственную границу и войти в территориальное море при соблюдении некоторых правил.

Как бы не были многочиленны эти правила, российские пограничники не обвиняли украинских моряков в нарушении хотя бы одного из них, кроме как вхождение в район, закрытый для плавания.

Следует обратить внимание, что как часто бывает, люди зачастую не точны в формулировках. Это свойственно как обычным людям, так и пограничникам, и сотрудникам ФСБ, и журналистам.
Согласно законодательству есть два различных вида ограничения плавания в некотором районе территориального моря:
– приостановка осуществления права мирного прохода для иностранных судов
– запретный для плавания район.

Первое ограничение устанавливается „в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации“ и „в целях проведения учений с оружием любого вида“.
Второе – „в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды“.

Первое ограничение касается только иностранных судов.
Второе - всех судов.

„Приостановление права мирного прохода“ vs. „запретный для плавания район“
Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Статья 12. Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов.

1. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с настоящим Федеральным законом, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

____________

Статья 15. Запретные для плавания и временно опасные для плавания районы.

1. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.
2. В запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается. Решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов принимает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
3. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов, а также правил для таких районов принимает федеральный орган исполнительной власти по обороне. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
4. Границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых федеральным органом исполнительной власти по обороне. Изменения, касающиеся таких районов, заблаговременно публикуются в "Извещениях мореплавателям" и объявляются по радио.
5. Все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также все иные плавучие средства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.

http://docs.cntd.ru/document/901714424

Если суммировать все источники, то российские моряки имели в виду всё же именно первый вариант ограничения плавания, приостановление права мирного прохода.

Об этом прямо говорится в пресс-релизе ФСБ РФ, где цитируется сообщение командида пскр-302 (катера береговой охраны 737).

официальный сайт ФСБ РФ

26.11.2018
«О провокационных действиях кораблей ВМС Украины»

В 05.45 командир пска-302 проинформировал командира БАК «Бердянск»: «В целях реализации права РФ, как прибрежного государства на обеспечение безопасности в морском пространстве в соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ-155 от 31 июля 1998 года «О ВМВ, ТМ и ПЗ РФ» мирный проход через ТМ РФ в районе (координаты) временно приостановлен, о чем вы ранее оповещались. Рекомендуем вам не пересекать ГГ РФ до снятия ограничений и выполнения обязательных постановлений в морском порту Керчь».

http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10438315%40fsbMessage.html

Так же в записях переговоров слышно, что российские пограничники утверждают, что ограничение касается только иностранных судов.

„Сейчас вам сказали, что временно приостановлено движение...“(0:26)
„Вам говорили, что временно приостановлено, а какие причины приостановки - не нам решать. Просто - временно приостановлено, не навсегда...“ (2:15)
„Если бы тут был закрытый район, я бы тоже не имел права сюда заходить.“(2:50)
тут

Это же говорится в упоминаемом прибрежном предупреждении – ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА МИРНОГО ПРОХОДА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ ПРИОСТАНОВЛЕНО ПО 261900 НОЯБ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ
(ПРИП 487 подробно разобрано здесь)

Так что будем считать, что когда в пресс-релизе ФСБ РФ пишут о „закрытии района в территориальном море РФ на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря“, то имеется в виду именно приостановление права мирного прохода.

***

Согласно международному и российскому законодательству любое судно имеет право на мирный проход через территориальное море. Право на мирный проход подробно разобрано здесь.

Однако прибрежное государство имеет право пристановить действие такого права в определённом районе территориального моря. (Ст. 12 ФЗ №155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море...», см. выше)

Именно этим российские пограничники мотивировали свою рекомендацию (так в сообщении ФСБ РФ) украинским морякам не входить в территориальное море.

Второе обоснование рекомендации, озвученное пограничниками, касалось невыполнения украинской группой правил прохождения Керчь-Еникальским каналом. Группой не была подана заявка за 48 часов до предпологаемого прохода через канал.

Эту вторую причину мы подробно разберём здесь

Пока только скажу, что пресс-служба ФСБ РФ подавала информацию более ответственно и осторожно, чем многие СМИ и политики. Так, судя по написанному в их официальном релизе от 26 ноября 2018, отсутствие заблаговременной заявки на проход Керчь-Еникальским каналом не служило причиной запрета вхождения в территориальные воды. По крайней мере командир пскр-302 озвучил совсем другое - запрет на прохождение Керчь-Еникальским каналом.

официальный сайт ФСБ РФ

26.11.2018
«О провокационных действиях кораблей ВМС Украины»

„В 06.30 командиром пска-302 до командира БАК «Бердянск» доведена информация о том, что в Керчь-Еникальском канале для обеспечения безопасности мореплавания действует разрешительный порядок прохода и осуществляется в соответствии с утвержденным капитаном п. Керчь план-графиком. Заявка на проход пролива подается за 48 и 24 часа, подтверждается за 4 часа. Данные требования украинской стороной не выполнены. В связи с этим следование Керчь-Еникальским каналом кораблям ВМС Украины запрещается.“

http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10438315%40fsbMessage.html

Но Керчь-Еникальский канал (КЕК) – не Керченский пролив. КЕК находится уже вне территориального моря, точнее за ним, во внутренних водах. Поэтому запрет на прохождение каналом не означает запрет на проход территориальным морем.

Даже при наличии запрета на прохождение КЕК (который, кстати, вводят не пограничники, а гражданская служба морской порт Керчь) есть возможность пройти до зоны ожидания (тот самый район № 471) и встать там на якорную стоянку, ожидая разрешение на проход.

Так что из озвученных причин запрета на проход в территориальное море остаётся фактически одна – было объявлено, что временно приостановлено право мирного прохода через территориальное море в районе перед Керченским проливом для иностранных кораблей.

Давайте разберём, было ли на самом деле такое ограничение?

Мы уже разобрали, что прибрежное предупреждение (ПРИП) о приостановлении права на мирный проход всё же было.
Но было оно передано в 12:00 московского времени 25 ноября 2018, когда украинские корабли уже прошли через территориальное море и находились на якорной стоянке 471.

А было ли само распоряжение о приостановлении права мирного прохода?

Я не слышал, чтобы кто-то обращал внимание на то, что прибрежное предупреждение (ПРИП) – это не сам запрет и не распоряжение о запрете.
ПРИП – это информация о наличии такого запрета.

А сам запрет вводится не ПРИПом, а совершенно другим образом.

Давайте снова обратимся к закону.

Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Статья 12. Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов.

...

2. В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

http://docs.cntd.ru/document/901714424

Если резюмировать коротко, то приостановление права мирного прохода имеет силу только тогда, когда оно заранее опубликовано в «Извещениях мореплавателям».
Но такой публикации не было.

А теперь подробно остановлюсь на трёх моментах, которые указаны в российском законе.

ПЕРВЫЙ МОМЕНТ

Приостановить право мирного прохода в районе могут только „федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности“.

В Федеральном законе РФ от 31 июля 1998 г. №155–ФЗ явно прописано, что закрывает или Министерство обороны РФ, или ФСБ РФ.

То есть не может идти речи, что район закрыли морской порт Керчь, или пограничники на кораблях, или береговая охрана, или кто-либо ещё.
Поэтому сообщение пограничников само по себе не является запретом, они всего-лишь сообщают о наличии такого запрета.

У украинских моряков были основания считать это сообщение ложным.

ВТОРОЙ МОМЕНТ

Приостановление прохода вступает в силу только после его опубликования.

Это указано как в Конвенции ООН 1982, так и в Федеральном законе РФ от 31 июля 1998 г. №155–ФЗ.
По российскому закону они публикуются в «Извещениях мореплавателям», которые издаются Министерством Обороны РФ.

Прибрежное предупреждение (ПРИП) – не является опубликованием приостановления.
ПРИП – вторично.
ПРИП – это всего лишь информация! о наличии такого ограничения.

ПРИП передаёт гражданское ведомство - ФГУП «Росморпорт», находящееся в ведении Министерства транспорта.
ПРИП печатается в бюллетене к «Извещениям мореплавателям», а не в них самих.

Приостанавливает проход, как мы уже говорили, Министерство обороны РФ или ФСБ РФ.
Фактом наличия приостановления является публикация в «Извещениях мореплавателям».

«Извещения мореплавателям» можно найти здесь:
https://structure.mil.ru/structure/forces/hydrographic/esim.htm

Лично я не нашёл публикации о приостановке мирного прохода
ни в №46/18 от 17 ноября 2018,
ни в №47/18 от 24 ноября 2018,
ни в №48/18 от 1 декабря 2018,
ни в №49/18 от 8 декабря 2018
...

Можете сами просмотреть их все.

Вполне можно сделать вывод, что публикации о приостановлении права на мирный проход не было. А значит, не было и самого приостановления права, или, как иногда не точно говорят, закрытия района для иностранных судов.

ТРЕТИЙ МОМЕНТ

Согласно российскому закону приостановление объявляется заблаговременно.

Требование заблаговременного информирования о приостановлении мирного прохода в некотором районе вполне обосновано. Корабли идут в море не один день, им необходимо дать возможность заранее скорректировать маршрут. Приостановление права на мирный проход для иностранных государств не основывается на заботе о безопасности судоходства, поэтому есть возможность вводить его загодя.

(В целях обеспечения безопасности судоходства применяется другое действие – запрет района для плавания. Такой запрет вводится согласно другой статье закона – Статьи 15 ФЗ-155 «О внутренних морских водах, территориальном море...». В запретном для плавании района запрет плавания действует на все суда, в том числе на российские.)

Слово „заблаговременно“ не допускает варианта приостановить право прохода непосредственно во время инцидента или незадолго до этого, в силу обнаружения украинских кораблей в непосредственной близости от территориального моря.

***

«Извещения мореплавателям» печатаются раз в неделю. Последний номер, с которым могли ознакомится моряки, вышел накануне инцидента, – это №47/18 от 24 ноября 2018. Этот номер был подписан в печать 21 ноября 2018 года.

Значит, не позже 21 ноября 2018 года должно было выйти постановление или приказ о приостановлении права на мирный проход в районе.

Если бы такое приостановление было, то должно было бы появиться прибрежное предупреждение (ПРИП) примерно в то же время, ну пусть 22 ноября.
Он бы тогда звучал, предположим, как C 250000 UTC НОЯБ ПРИОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРАВО МИРНОГО ПРОХОДА В РАЙОНЕ...“.

Но, как мы знаем, такого или подобного ПРИП не было. В противном случае, это ПРИП было бы указано как действующее на 00:00 25 ноября 2018 в бюллетене к «Извещениям мореплавателям» №49/18, но там ничего подобного нет.

ВЫВОД

Официального приостановления права иностранных судов на мирный проход через территориальное море в районе перед Керченским проливом не было в течении всего инцидента с 24 ноября по 26 ноября 2018 года.

Это следует из того, что приостановление права мирного прохода вводится федеральными органами исполнительной власти по обороне или безопасности и действует только после заблаговременного опубликования в официальном издании Министерства обороны РФ «Извещениях мореплавателям».

Информация о существовании постановления или приказа о приостановлении права на мирный проход в указанном районе отсутствует.

Нет публикации соответствующего ограничения в «Извещениях мореплавателям».

Прибрежное предупреждение (ПРИП), о котором упоминают российские пограничники в переговорах с украинскими моряками, не является регулирующим документом, не служит основанием для введения ограничения.
Прибрежное предупреждение – это информация о наличии такого ограничения, но не само ограничение.
Эта информация, как и любая другая, может не соответствовать действительности.

Прибрежное предупреждение о приостановлении права на мирный проход через территориальное море в районе перед Керченским проливом было передано станцией НАВТЕКС Новороссийск в 9:00 UTC (12:00 МСК). К этому моменту украинская группа судов уже прошла указанный район и находилась в Керченском проливе на якорной стоянке 471.

После закрытия Керчь-Еникальского канала в связи с севшим на мель судном украинская группа оказалась между двумя запретами. Официальным - от капитана морского порта Керчь (Керчь-трафик-контроль) о закрытии Керчь-Еникальского канала, и ПРИП 487 о приостановлении права прохода через район территориального моря. Вероятнее всего, имея основания считать ПРИП 487 не соответствующим действительности, украинские моряки посчитали правильным следовать запрету от регулятора прохода по Керчь-Еникальскому каналу и приняли решение выйти обратно в открытое море.

Передача ПРИП в ходе самого инцидента, без заблаговременного опубликования официального приостановления права на мирный проход в «Извещениях мореплавателям», без указания причины запрета и снятие ограничения на судоходство через 20 минут после доставки задержанных кораблей в порт Керчь дают основание предположить, что данный ПРИП 487 был выпущен исключительно с целью недопущения прохода именно данной украинской группы кораблей Керченским проливом.



Яндекс-кошелёк № 410018959813571


карта Сбербанка — 5469 5500 1311 2708


pp_logo.jpg

PayPalpaypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com


WebMoney
WMR — R365183103828
WME — E066104826649


© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019

ikeselevivan@gmail.com