Керченский инцидент. Часть 7. Что есть что в Керченском проливе

Глоссарий объектов, упоминаемых в связи с Керченским инцидентом, с указанием их на карте

© Иван Киселев
март-апрель 2019

Эта статья вспомогательная. В ней коротко обозначаются объекты, которые явились театром действий. Статья необходима для того, чтобы потом не путаться в понятиях. В частности, не путать Керченский пролив с Керчь-Еникальским каналом.

Дисклаймер. Данный сайт является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ.

Нажми, чтобы прочитать полностью...

АЗОВСКОЕ МОРЕ

Азовское море - географический объект, полузамкнутое море Атлантического океана.
Граница Азовского моря проходит по линии мыс Такиль (Крым) – мыс Панагия (Таманский полуостров).

КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ

Керченский пролив – географический объект, пролив, принадлежащий акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем.
Южная граница Керченского пролива совпадает с границей Азовского моря и проходит по линии мыс Такиль (Крым) – мыс Панагия (Таманский полуостров).
Северная граница пролива проходит по линии мыс Хрони (Крым) – мыс Ахиллион (Таманский полуостров).

Керченский пролив является частью Азовского моря.

Стоит отметить, что в «Договоре между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», который определяет статус Азовского моря, не указаны линии границ Азовского моря и Керченского пролива.

В «Договоре...» понятия „Азовское море“ и „Керченский пролив“ перечисляются через союз „и“, что даёт основания предполагать, что стороны различали эти объекты. Но согласно Международной гидрографической организации Керченский пролив является частью Азовского моря.

Границы морей и океанов (англ.)

International Hydrographic Organization
"Limits Of Oceans And Seas"
страница 18

30.-Black Sea.
On the Southwest.
The Northeastern limit of the Sea of Marmara (29).
In the Kertch Strait.
A line joining Cape Takil and Cape Panaghia (45"02' N).

31.-Sea 01 Azov.
In the Kertch Strait.
The limit of the Black Sea (30).

https://epic.awi.de/id/eprint/29772/1/IHO1953a.pdf


Согласно документу «Границы морей и океанов» Международной гидрографической организации южная граница Керченского пролива (и Азовского моря) проходит по линии мыс Такиль – мыс Панагия.
Но есть основания считать, что стороны при подписании «Договора...» подразумевали, что Керченский пролив начинается южнее, от исходной линии мыс Кыз-Аул – мыс Железный Рог.

Логично было считать именно так для того, чтобы избежать правовой неопределённости участка моря между двумя этими линиями.
Точнее, в противном случае часть морского пути, по которому идут все суда в Азовское море, пролегал бы через исключительные внутренние воды Украины, а внутренние воды России и Украины, в которых действуют положения «Договора..», начинались бы дальше.
В исключительных внутренних водах правила судоходства определяется прибрежной страной. Более того, торговые суда, находясь во внутренних водах государства, попадают под его юрисдикцию. Проще говоря, в этом случае все проходящие через Керченский пролив суда, в том числе российские, должны были бы выполнять любые требования, выдвигаемые Украиной. Вряд ли Россия согласилась бы на это.

Скорее всего явное указание на исходную линию мыс Кыз-Аул – мыс Железный Рог как южной границы Керченского пролива было бы в соглашении о делимитации границ. Но, к сажалению, такое соглашение так и не было подписано.

Тем не менее, сохранились сообщения прессы о переговорах, где в качестве границы Керченского пролива указана именно эта линия.

Газета "Коммерсантъ" №182 от 07.10.2003

„При этом Киев настаивает на том, что украинско-российская граница в Керченском проливе существовала еще во времена СССР. Москва, наоборот, считает такую границу сугубо административной и предлагает решить спор согласно нормам международного права. На языке юристов разногласия между сторонами формулируются так. Украина требует провести границу по методу срединной линии, которая должна пройти по центру траверза мыс Кыз-Аул (Крым)--мыс Железный Рог (Россия). Россия исходит из того, что исходная точка для проведения срединной линии должна располагаться на пересечении траверза и оси системы разделения движения судов, которая проходит ближе к крымскому берегу.“
https://www.kommersant.ru/doc/417403

Комментарии.UA, 18 апреля 2004 года

„Кроме того, стороны договорились, что на линии “украинский мыс Кыз-Аул и российский мыс Железный Рог” будет определена точка, которая станет последней точкой украинско-российской государственной границы в Керченском проливе и начальной точкой украинско-российской государственной границы в Черном море.“
https://comments.ua/politics/32840-Opredeleno-nachalo-linii.html

КЕРЧЬ-ЕНИКАЛЬСКИЙ КАНАЛ

Керчь-Еникальский канал (КЕК) - искусственное сооружение, морской судоходный канал в Керченском проливе.
Первоначально отрыт в 1874-77 гг. В последствии значительно расширялся и углублялся. Длинна канала - 35 километров. Примерная глубина канала - 8 метров, ширина - 120 метров, позволяет организовать двусторонее движение судов. По слухам, последнее время заиливается, что приводит к уменьшению глубины канала.

Керчь-Еникальский канал как искусственное сооружение находится на балансе «Керченского торгового порта», филиала ГУП Республики Крым «Крымские морские порты». Им же осуществляется регулирование движения судов по каналу, канал считается подходом у порту.

МОРСКОЙ ПОРТ КЕРЧЬ

Морской порт Керчь («Керченский торговый порт») – это филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», подведомственного Министерству транспорта Республики Крым РФ.
https://crimeaports.ru/filialy/kerchenskij-torgovyj-port
Морской порт Керчь осуществляет регулирование движения судов по Керчь-Еникальскому каналу.
Правила регулирования движения по Керчь-Еникальскому каналу установлены Приказом № 313 Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015.
Непосредственным оператором движения по КЕК является Служба управления движением судов (СУДС).
http://docs.cntd.ru/document/420312576

СУДС

Служба управления движением судов (СУДС) – подразделение морского порта Керчь, в ведении которого находится непосредственное управление движением по Керчь-Еникальскому каналу.

Зона действия СУДС не распространяется на весь Керченский пролив. Граница зоны действия СУДС определены Приказом № 313 Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015.

Позывной "Керчь-Порт-Контроль" - позывной капитана морского порта Керчь.
Информация о подходе судна к Керчь-Еникальскому каналу передаётся капитану морского порта Керчь и в СУДС.

СТОЯНКА № 471

Якорная стоянка № 471 - выделенная часть акватории Керченского пролива, находящаяся в зоне действия СУДС, предназначена для стоянки судов, ожидающих разрешение на транзитный проход по Керчь-Еникальскому каналу, укрытия судов во время непогоды, пополнения запасов и бункеровке (заправка судна топливом и моторными маслами).
Якорная стоянка поделена на пять зон: A, B, C, D, E. Зоны C, D, E предназначены для грузовых операций.
Граница якорной стоянки определены Приказом № 313 Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015.

объекты в Керченском проливе


МОРСКОЙ КОРИДОР

Морской коридор – участок водной поверхности, указанный на морских картах, проход по которому в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать прибрежное государство от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море.
Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

ИСХОДНАЯ ЛИНИЯ

Исходная линия – линия, от которой измеряется ширина территориального моря. И.л. может быть нормальной (линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на морских картах крупного масштаба) и прямой (соединяющая точки с географическими координатами, установленными Правительством РФ и объявленными в «Извещениях мореплавателям»). От этой же И.л. отсчитывается ширина прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Территориальное море – полоса вод определенной ширины, непосредственно примыкающая к сухопутной территории, внешней границе внутренних морских вод прибрежного государства. Правовой режим Т.м. обусловливается тем, что оно составляет часть территории такого государства, находится под его суверенитетом, который распространяется также на воздушное пространство над этим морем, его дно и недра. Исключением из указанного суверенитета является использование иностранными невоенными судами и военными кораблями права мирного прохода через Т.м. прибрежного государства с соблюдением норм международного права и применимого к Т.м. законодательства такого государства. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву ширина Т.м. не должна превышать 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. В РФ ширина Т.м. и его правовой режим определены Законом РФ «О ГГ РФ», Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», которые к ее Т.м. относят примыкающий к российской территории или к ее внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Внешний предел Т.м. РФ является государственной границей РФ на море.
Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.



Яндекс-кошелёк № 410018959813571


карта Сбербанка — 5469 5500 1311 2708


pp_logo.jpg

PayPalpaypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com


WebMoney
WMR — R365183103828
WME — E066104826649


© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019

ikeselevivan@gmail.com