Керченский инцидент. Часть 8. Право мирного прохода через территориальное море

О допустимости пересечения границы территориального моря без разрешения пограничников

© Иван Киселев
март-апрель 2019

После инцидента в Керченском проливе, пожалуй, самым частым обоснованием негатива в сторону украинских моряков было „они без разрешения вошли в территориальное море России, тем самым они нарушитили границу, следовательно, российские пограничники действовали правильно, они имели право применить оружие“.
Так ли это? Или украинские корабли имели право пересечь границу без разрешения?

Дисклаймер. Данный сайт является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ.

Нажми, чтобы прочитать полностью...

Давайте с этим разберёмся.

Следует отметить, что российские пограничники не ставили в вину украинским морякам факт пересечения границы, а также нарушение каких-либо правил мирного прохода, кроме одного – заход в район, где было временно приостановлено право мирного прохода для иностранных судов.

Но криков в медиапространстве по типу „они вошли без разрешения, поэтому поделом, что получили“ превеликое множество.
Так что следует их разобрать.

Откуда берутся такие такие категорические заявления? – Из множества художественных и не только фильмов, где отважные пограничники стерегут государственную границу и мужественно задерживают всех нарушителей!
У нас отложилось в голове, что если кто-то пересёк без разрешения границу – значит он нарушитель.

Это верно.
Но только для сухопутной границы!

На суше действительно определены места, предназначенные для пересечения границы. Все, кто пересекает сухопутную границу вне отведённых мест – нарушитель, к которому применяются все законные меры силового воздействия.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"

Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями -Правительства Российской Федерации.

...

http://docs.cntd.ru/document/9033575/

На море дело обстоит совершенно другим образом – границу следует пересекать не „в определённых местах“, а „в соответствии с законом“.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"

Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

...

Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, Федеральными законами.

http://docs.cntd.ru/document/9033575/

Применение оружия на границе допускается только по судам-нарушителям.

«Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 80

3. Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - нарушители, суда-нарушители).

http://docs.cntd.ru/document/902200544/

Но судно-нарушитель – это не то, которое пересекло границу территориального моря без разрешения, а то, которое пересекло границу в нарушение утверждённых правил.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"

Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы

Лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы.

http://docs.cntd.ru/document/9033575/

Осталось только разобраться, какие правила захода в территориальное море установлены и какими законами.


ПРАВО МИРНОГО ПРОХОДА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Территориальное море – это 12 морских миль водного пространства, отсчитанное от исходных линий (от берега государства).
Границей государства на море является внешняя граница территориальных вод. см. здесь

Несмотря на то, что территориальное море является территорией государства и на него распространяется его сувернитет, статус у этой территории особый. Суверенитет над этой территорией осуществляется с соблюдением международных законов, основной из них - Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Статья 2. Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. 2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра. 3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, а так же российскому Федеральному закону «О территориальном море...» определено, что любое судно любого государства имеет право на мирный проход по территориальному морю.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

Статья 17. Право мирного прохода

При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf

ФP от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации

1. Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.
Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

3. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

4. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Статья 12. Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов

1. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с настоящим Федеральным законом, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

http://docs.cntd.ru/document/901714424

Ещё раз повторю эту важную мысль.

Любое судно любого государства имеет право пересечь государственную границу России на море не спрашивая ни у кого разрешения и совершить мирный проход через территориальное море.

Все возможные разночтения – следует ли судам испрашивать разрешения на проход или нет, были в своё время сняты.

В 1986 и 1988 годах американские военные корабли заходили в территориальное море СССР в районе Крыма. Советские пограничники совершили навалы и вынудили корабли покинуть территориальное море.

После этого инцидента было принято совместное советско-американское Соглашение, в котором устанавливалось единое толкование норм международного права, регулирующих мирный проход, в котором однозначно определено – разрешение на мирный проход от прибрежного государства не требуется.
В том числе для военных кораблей.

Совместное заявление Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки
[1989, 23 сентября]

Единое толкование норм Международного права, регулирующих мирный проход

1. Соответствующие нормы международного права, регулирующие мирный проход судов через территориальное море, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву (Конвенция 1982 года), в частности в Части II, Разделе 3.

2. Все суда, включая военные корабли, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки, в соответствии с международным правом пользуются правом мирного прохода через территориальное море, для которого не требуется ни предварительного уведомления, ни разрешения.

Источник: rubricon.com

http://www.by-time.ru/events/detail.php?ID=9978

ПРАВИЛА МИРНОГО ПРОХОДА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Конечно, есть существенные ограничения, что считается мирным проходом и как суда должны вести себя во время мирного прохода.

Так, если какой-нибудь сейнер войдёт в территориальное море и начнёт там ловить рыбу – это не будет мирным проходом. Так же не будет считаться мирным проходом нахождение в территориальном море научного судна, собирающего информацию об океане. Или пассажирского лайнера, забирающего пассажиров. И, конечно, не будет считаться совершающим мирный проход военный корабль, устроивший в территориальном море стрельбы.

Общие условия, чтобы проход мог считаться мирным, можно определить так:
– судно имеет целью именно проход через территориальное море,
– оно идёт не останавливаясь (если остановка не определена правилами прохода или соображениями безопасности),
– судно больше ничего не делает, только идёт, куда ему надо,
– если существует специально отведённое место для движения судов в этом районе – морской коридор – судно следует по нему.

Ну, ещё общие правила – не сорить и ничего не портить.

Правила мирного прохода через территориальные воды

ФP от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»


Статья 10. Понятие прохода через территориальное море

1. Под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью:
пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод;
пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения.
2. Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.


Статья 11. Мирный проход через территориальное море

1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
любые маневры или учения с оружием любого вида;
любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;
любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;
подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;
любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;
любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


Статья 13. Правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов

1. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, должны соблюдать законодательство Российской Федерации и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении:
безопасности судоходства и регулирования движения судов, включая пользование морскими коридорами и схемами разделения движения;
защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;
защиты подводных кабелей и трубопроводов;
сохранения водных биологических ресурсов;
охраны окружающей среды;
морских научных исследований и гидрографических съемок;
предотвращения нарушения пограничных, таможенных, налоговых (фискальных), санитарных, иммиграционных, ветеринарных, фитосанитарных, навигационных и других правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие законы и иные нормативные правовые акты не относятся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.
2. Одновременно проходить через территориальное море в целях захода в морской порт Российской Федерации могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или специальным решением Правительства Российской Федерации по случаю праздничного дня или знаменательной даты.
3. Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.
4. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, во время прохода через территориальное море должны иметь на борту необходимые документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.
5. Морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море разрабатываются федеральным органом исполнительной власти по обороне, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
6. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда не облагаются никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.
Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, проходящие через территориальное море, облагаются только сборами в оплату оказанных им конкретных услуг. Эти сборы взимаются без дискриминации.

http://docs.cntd.ru/document/901714424

Несмотря на значительный список нарушений, после которых проход перестаёт считаться мирным, а судно подлежит выдворению из территориального моря, ни в одном из них украинские моряки обвинены не были – только в том, что они вошли в район, в котором приостановлено право мирного прохода.
Это обвинение тщательно разобрано здесь: см. здесь.

Как мы выяснили, такого приостановления права не было.

Другая причина, по которой российские пограничники не рекомендовали заход в территориальное море, был запрет прохождения Керчь-Еникальским каналом.
О наличии такого запрета известно только со слов российских пограничников. Но не они вводят этот запрет, а регулировщик Керчь-Еникальского канала. От него же соответствующих заявлений не поступало, по крайней мере ничего не говорят про их наличие.
Но даже если бы этот запрет и был, он не имел бы ничего общего с правом мирного прохода территориальным морем.

Потому что:
– Керчь-Еникальский канал (КЕК) находится за пределами территориального моря,
– регулировщик КЕК – порт Керчь – является гражданской организацией,
– территориальное море не входит в юрисдикцию и зону ответственности регулировщика,
– регулировщик КЕК – порт Керчь – не регулирует всё движение по Керченскому проливу,
– у регулировщика нет ни возможности ни полномочий запретить кому-либо двигаться в Керченском проливе,
– регулировщик КЕК запрещает или разрешает воспользоваться КЕК, а таже определяет очерёдность движения по каналу,
– задачей регулирования движения в Керчь-Еникальском канале является обеспечение безопасности при движении судов в этом узком искусственном сооружении – и ничего больше.

Попадает ли под определение прохода движение группы украинских кораблей?

В Статье 10. ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море...» определены два критерия, соблюдение которых позволяет считать движение судов проходом:
1. целью движения должно быть пересечение территориального моря
2. проход должен быть непрерывным и быстрым

Движение группы попадает под эти критерии:

1. Целью прохода группы был рейд – якорная стоянка 471, предназначенная для ожидания разрешения на проход Керчь-Еникальским каналом.
2. Проход был непрерывным и по возможности быстрым.

Кроме этого, следует особо обозначить, что согласно картам, в этом районе существует специальная выделенная часть моря – морской коридор, предназначенный для движения судов, совершающих мирный проход.

Группа украинских судов пересекла границу территориального моря именно в зоне морского коридора и двигалась именно по нему.

ВЫВОД

Факт входа в территориальное море России, факт пересечения государственной границы на море – не является нарушением государственной границы.

Для совершения мирного прохода через территориальное море не требуется разрешения любому судну, включая военные корабли.

Группа украинских судов совершала мирный проход через территориальное море. Группа совершала проход по морскому коридору, специально предназначенному для мирного прохода судов через территориальное море.

Группа совершала проход через территориальное море в целях подхода к Керчь-Еникальскому каналу, находящемуся вне территориального моря. Даже наличие запрета прохода через Керчь-Еникальский канал, если оно было, не является основанием для лишения права мирного прохода.

Российские пограничники не ставили в вину украинским морякам факт пересечения границы, а также нарушение каких-либо правил мирного прохода, кроме одного – заход в район, где было временно приостановлено право мирного прохода для иностранных судов.

Также, в чём обвинялись украинские моряки, – пересечение границы России, существовавшей до 2014 года, заход во внутренние воды России. Это обвинение было озвучено политиками после окончания событий в Керченском проливе и не имеет отношение к мирному проходу через территориальное море.



Яндекс-кошелёк № 410018959813571


карта Сбербанка — 5469 5500 1311 2708


pp_logo.jpg

PayPalpaypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com


WebMoney
WMR — R365183103828
WME — E066104826649


© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019

ikeselevivan@gmail.com