Керченский инцидент. Часть 9. Теория. Оповещение судов в море

Система навигационных предупреждений, НАВАРЕА, НАВТЕКС, формат навигационных предупреждений

© Иван Киселев
март-апрель 2019

В статье рассказывается принцип оповещения судов, находящихся в море, об изменении обстановки в море.

Дисклаймер. Данный сайт является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ.

Нажми, чтобы прочитать полностью...

Прежде, чем разбираться, был ли запрет на проход в данном районе моря, давайте разберёмся, как вообще проходит оповещение судов о закрытии района.

В море постоянно происходят изменения.
Меняется погода.
Меняются пути следования.
Идут большие караваны или громозские буровые установки.
Корабли обнаруживают неразорвавшиеся мины, затонувшие суда, мешающие навигации, новые скалы, рифы и мели.
Терпит бедствие судно.
Где-то проводят поисково-спасательные операции.
В каком-то районе прокладывают кабель или трубопровод.
Строятся морские сооружения.
Страны проводят учения и стрельбы.
На море приводняются космические спутники.
Навигационное береговое и морское оборудование ломается, чинится и устанавливается новое...

Обо всём этом необходимо вовремя сообщать кораблям, которые находятся в море.

Для передачи такого рода сообщений Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO), являющаяся одним из учреждений ООН, разработала единую систему передачи сообщений.
Называется такая служба – Всемирная Служба Навигационных Предупреждений (ВСНП).

ВСНП работает в рамках единой для всего мира системы оповещения и связи с судами - Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ), опирающаяся на Международную Конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года.

Деятельность этой Всемирной Службы Навигационных Предупреждений (ВСНП) регулируется несколькими международным резолюциями. Все последующие выдержки взяты из этих документов.

ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСНП

«Распространение информации по безопасности на море»
РЕЗОЛЮЦИЯ A.705(17) принята 6 ноября 1991 года

http://docs.cntd.ru/document/902041980

«Всемирная служба навигационных предупреждений»
РЕЗОЛЮЦИЯ A.706(17) принята 6 ноября 1991 года

http://docs.cntd.ru/document/902041981

«Внедрение Системы НАВТЕКС - компонента Всемирной службы навигационных предупреждений»
РЕЗОЛЮЦИЯ A.617(15) принята 19 ноября 1991 года

http://docs.cntd.ru/document/902041965

«О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности»
Постановление правительства РФ от 3 июля 1997 года N 813

http://docs.cntd.ru/document/9044923

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74)
http://docs.cntd.ru/document/901765675

НАВИГАЦИОННОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

Суда в море оповещаются при помощи навигационных предупреждений.

Навигационное предупреждение - радиосообщение, содержащее срочную информацию относительно безопасности мореплавания.

В навигационные предупреждения не входят сообщения о погоде и ледовой обстановке.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТСЯ В НАВИГАЦИОННЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

«Всемирная служба навигационных предупреждений»
РЕЗОЛЮЦИЯ A.706(17) принята 6 ноября 1991 года

4.2.1.3 Следующие события в районах считаются подходящими для передачи как предупреждения НАВАРЕА. Этот перечень не является исчерпывающим и должен использоваться в качестве общих принципов для отбора информации. Более того, предполагается, что достаточно точная информация по данному вопросу не была предварительно объявлена в извещениях мореплавателям:
.1 повреждения огней, туманных сигналов и буев, обеспечивающих плавание по основным судоходным путям;
.2 наличие опасных затонувших судов на судоходных путях или вблизи них и, если имеется, - их ограждение;
.3 установка новых важных средств навигационного оборудования или значительные изменения существующих СНО, если такие установка или изменение могут ввести в заблуждение судоводителей;
.4 наличие громоздких буксирных составов в районах интенсивного судоходства;
.5 дрейфующие мины;
.6 районы, в которых проводятся поисково-спасательные операции и операции по ликвидации загрязнения (для обхода этих районов);
.7 по просьбе МСКЦ (морского спасательно-координационного центра) оповещение о морских и воздушных судах, находящихся в открытом море или над ним и терпящих бедствие, не вышедших на связь в течение длительного времени или пропавших без вести;
.8 наличие вновь обнаруженных скал, мелей, рифов и затонувших судов, которые могут представлять опасность для судоходства, а также их ограждение, если таковое имеется;
.9 неожиданное изменение или временная отмена установленных путей;
.10 работы по прокладке кабелей или трубопроводов, буксировка громоздких подводных объектов для целей разведки и разработки ресурсов, использование подводных аппаратов, управляемых людьми или работающих автоматически, или проведение других подводных операций, представляющих потенциальную опасность на судоходных путях или вблизи них;
.11 установка морских сооружений на судоходных путях или вблизи них;
.12 значительные неисправности в работе радионавигационных систем;
.13 информация, касающаяся особых действий, которые могут повлиять на безопасность судоходства, в некоторых случаях в обширных районах, например военно-морских учений, запуска ракет, космических полетов, ядерных испытаний и т.п. Важно, чтобы в тех случаях, когда степень опасности известна, эта информация была включена в соответствующее предупреждение. По возможности, такие предупреждения должны объявляться не менее чем за пять дней до указанного события. Предупреждение должно оставаться в силе до тех пор, пока событие, о котором сообщается, не завершится.

4.2.2.2 Прибрежные предупреждения должны включать в себя, как минимум, информацию, определенную перечнем для предупреждений НАВАРЕА, приведенным в пункте 4.2.1.3.

http://docs.cntd.ru/document/902041981

НАВАРЕА

Для координации всех навигационных предупреждений Международной морской организацией весь мировой океан был поделен на особые географические районы - НАВАРЕА. Эти районы привязаны к морям и районам мирового океана, и не относятся к разделению вод по странам, „установление границ такого района не имеет отношения к делимитации каких-либо границ между государствами...“.

Каждому району назначен координатор – „орган, ответственный за координацию, сбор и выпуск навигационных предупреждений дальнего радиуса действия НАВАРЕА и бюллетеней НАВАРЕА, покрывающих весь НАВАРЕА“.

районы НАВАРЕА

https://www.iho.int/mtg_docs/com_wg/CPRNW/CPRNW_Misc/RNW_on_the_web.htm

Если перейти на сайт IHO то кликнув на район, перейдёшь на сайт координатора соответствующего района.

Координатор НАВАРЕА должен быть информированным (это его обязанность) „о всех событиях, которые могут значительно повлиять на безопасность мореплавания в пределах границ НАВАРЕА“. Он должен оценить и отобрать поступающую информацию, составить текст сообщения и отправить сообщение для передачи его судам через станцию НАВТЕКС.

НАВТЕКС – (НАВигацонный ТЕлеКС) – это радиосистема, обеспечивающая передачу текстовых сообщений на корабли.

„НАВТЕКС - радиосистема, в установленные промежутки времени передающая на одной частоте с автоматическим приемным устройством и оборудованием, производящим отбор принимаемых и исключение принятых ранее сообщений.“

„НАВТЕКС предоставляет судам навигационные и метеорологические предупреждения и срочную информацию через автоматическую печать со специально предназначенного приемника.“

В России передатчики НАВТЕКС находятся в ведении ФГУП «Росморпорт». Всего в России таких передатчиков 10.

Один из них, работающий на Чёрное море, - это ст. Новороссийск, находится в ведении Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
Именно с этого передатчика идёт передача сообщений на корабли, находящиеся в Азовском и западной части Чёрного морей.
Физически передающая станция находится на горе Дооб в районе г. Геленджик, а центр управления - в самом городе Новороссийск.

зона охвата станцией НАВТЕКС Новороссийск

Изображение отсюда: http://www.rosmorport.ru/filials/nvr_news_main/27033/.
Там же есть несколько фотографий центра управления и предающей антенны.

Сертификат НАВТЕКС станции Новороссийск

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР

Кроме координатора НАВАРЕА, отвечающего за выпуск навигационных предупреждений дальнего действия, Всемирная Служба Навигационных Предупреждений предусматривает функционирование национальных координаторов.

Национальный координатор - национальный орган, ответственный за сбор и выпуск прибрежных предупреждений в регионе.“

Именно национальный координатор отвечает за информирование о происходящем в территориальных водах. Именно национальный координатор формирует и передаёт так называемые ПРИПы – ПРИбрежные Предупреждения.

Эти ПРИПы также поступают к координатору НАВТЕКС, который передаёт их на корабли.

Официальной информации, кто именно в России является национальным координатором – мне выяснить не удалось.
Скорее всего - Гидрографическая служба ВМФ РФ.

Гидрографическая служба ВМФ

Гидрографическая служба Министерства обороны Российской Федерации предназначена для решения задач по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и топогеодезическому обеспечению сил ВМФ и других видов Вооруженных Сил Российской Федерации в океанских стратегических районах и морских зонах. Также в сфере ответственности Гидрографической службы ВМФ находятся задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению морской деятельности Российской Федерации с учетом международных обязательств по охране человеческой жизни на море во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей и экономической зонах (за исключением трасс Северного морского пути), находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.

Официальный сайт Минобороны России

https://structure.mil.ru/structure/forces/hydrographic/about.htm

Тем не менее официального документа, который бы назначал Гидрографическую службу ВМФ РВ национальным координатором я не нашёл.

(В Украине, допустим, издан Приказ Министерства транспорта Украины N 420 9 октября 2001 г. «Об определении национального координатора навигационных предупреждений», в котором национальным координатором назначено учреждение «Госгидрография». Украинские моряки обращались в том числе к нему за подтверждением закрытия района для плавания.)

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Навигационное предупреждение - радиосообщение, содержащее срочную информацию относительно безопасности мореплавания.

Навигационный предупреждения бывают трёх типов:
- предупреждения НАВАРЕА (NAVAREA);
- прибрежные предупреждения (ПРИП, COASTAL WARNING);
- местные предупреждения.

Предупреждение НАВАРЕА - навигационное предупреждение, которое выносится координатором НАВАРЕА, оно действует в открытом море (ИЭЗ).

Прибрежное предупреждение (ПРИП) - навигационное предупреждение, которое выносится национальным координатором, содержит информацию, относящуюся к региону национального координатора.

Местные предупреждения не регулируются международными законами, выносятся администрациями портов и гаваней, распространяются в „пределах прибрежных вод, включая пределы юрисдикции властей гавани или порта, по вопросам, которые судам, совершающим океанские переходы, обычно не требуются“.

Поэтому мы о них говорить дальше не будем.

Навигационные предупреждения НАВАРЕА и ПРИП передаются координатору НАВТЕКС для передачи через систему НАВТЕКС на корабли.

НАВТЕКС

„НАВТЕКС предоставляет судам навигационные и метеорологические предупреждения и срочную информацию через автоматическую печать со специально предназначенного приемника.“

ФОРМАТ НАВИГАЦИОННЫХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ

У навигационных предупреждений есть свой особый формат.

Он подробно расписан в:

«Внедрение Системы НАВТЕКС - компонента Всемирной службы навигационных предупреждений»
РЕЗОЛЮЦИЯ A.617(15) принята 19 ноября 1991 года
http://docs.cntd.ru/document/902041965

и регламенте по использованию НАВТЕКС – NAVTEX Manual (англ.)
http://www.sjofartsverket.se/pages/105078/NAVTEX%20Manual%202018.pdf

Вот пример из NAVTEX Manual.

ZCZC MA97
291351 UTC AUG 17
NAVAREA I 238/17
ENGLAND EAST COAST.
THAMES ESTUARY APPROACHES.
CHART BA 1138(INT 1561).
WAVERIDER LIGHT-BUOY AND FOUR GUARD
LIGHT-BUOYS, ALL FL (5) Y.20S,
ESTABLISHED 51-42.5N 001-51.0E.
WIDE BERTH REQUESTED.
NNNN

Расшифровываем:

ZCZC - код „начало сообщения“

MA97 - идентификатор сообщения в системе НАВТЕКС
M - буквенное обозначение конкретной станции НАВТЕКС в районе, в данном случае - станция Jeloya, Норвегия
A - тип сообщения, в данном случае „навигационное предупреждение“
97 - двузначный номер сообщения, присваиваемый станцией НАВТЕКС

291351 UTC AUG 17 - группа дата-время
29 - дата сообщения
1351 - время сообщения 13:51
UTC - система времени (общемировая)
AUG - месяц (август)
17 – год сообщения (не обязателен)

NAVAREA I 238/17 - источник сообщения и его номер в системе источника сообщения - предупреждение НАВАРЕА, вынесенное координатором района НАВАРЕA-1 (Великобритания), номер сообщения - 238-е за 2017 год

текст сообщения

NNNN - код „конец сообщения“

__________________________________________

Обратите внимание, что у сообщения два номера.
Один номер (238/17) ставит координатор, который выносит навигационное предупреждение, – НАВАРЕA-1, Великобритания.
Второй номер (MA97) ставит координатор передающей станции НАВТЕКС – Jeloya, Норвегия.

То есть координатор навигационных предупреждений «НАВАРЕA-1, Великобритания» составил текст предупреждения и передал его координатору передатчика НАВТЕКС «Jeloya, Норвегия», который передал это сообщение в эфир для приёма его судами.

В разбираемом нами случае оба координатора будут носить одно и то же имя - «НОВОРОССИЙСК», но это разные координаторы.



Яндекс-кошелёк № 410018959813571


карта Сбербанка — 5469 5500 1311 2708


pp_logo.jpg

PayPalpaypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com


WebMoney
WMR — R365183103828
WME — E066104826649


© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019

ikeselevivan@gmail.com